Паразитический образ жизни помещиков
С переходом к капитализму интересам капитала подчиняется все — деятельность отдельных социальных групп и слоев, наука, литература, религия и т. д. Он видел, что в обществе, в котором он живет, рабочий лишен средств производства и поэтому вынужден работать для обогащения господ капиталистов. Изображая ситуацию, когда производители лишены средств производства, а произведенной продукцией овладевает группа лиц, Сабир пишет: Пусть над тобой глумится хан и пусть тебя изводит бек! Ты слушай их: они сильны, а ты убогий человек! Им угнетать и пировать, тебе же — черствый грызть чурек! Спеша работать на господ, ты утром рано не грусти!Привлекают внимание рассуждения М. А Сабира о характере отношений в дореволюционной азербайджанской деревне, тяжелая участь крестьян под бекским гнетом.
Лишение в азербайджанском сельском хозяйстве производителей средств производства, паразитический образ жизни помещиков нашли свое отражение в стихах Сабира. Лишение в азербайджанском сельском хозяйстве производителей средств производства, паразитический образ жизни помещиков нашли свое отражение в стихах Сабира. Когда от пашен и садов доход имеет бек, Зерно взлелеявший народ на что тебе, аллах? Труд — батрака, ярмо — быка, земля кругом — твоя,— Лентяя бека жадный рот на что тебе, аллах? В произведении М. А Сабира не только говорится о контрасте между богачами и бедными крестьянами, но и содержится призыв к борьбе за избавление от социальных бед и бесправия.
Экономические законы капитализма, развивавшиеся в эпоху творчества М. А Сабира находили воплощение в страсти к наживе, алчности эксплуататорских классов. В это время деньги превращаются в мощную социальную силу эксплуатации, поэтому важное место в экономических взглядах Сабира занимают алчность буржуазии, связанность всех отношений в обществе денежными отношениями.
Добавить комментарий