Антиномия начал религиозной эволюции человечества
Революционная поха трансформирует взгляды декадента. До 1905 г Д Мережковский рассматривал самодержавие как плоть православия. В условиях, когда борьба рабочего класса наглядно показала враждебность самодержавия и церкви народным массам, он сочиняет «неохристианство», смысл которого в том, чтобы привлечь религию к процессу обновления русского общества.
«Мы хотим, — объясняла З. Гиппиус, — религии, которая оправдала, освятила, приняла жизнь. Религии не одиночества, а общения, соединения многих — во имя единого». Религии не одиночества, а общения, соединения многих — во имя единого».
И уточняла: нужен бог не отнимающий, а дающий; бога необходимо искать и звать, не выходя из жизни, не покидая ни работы, ни крова. Две фундаментальные идеи пронизывают декадентскую религию: страх жизни и страх смерти.
Д Мережковский выдвинул антиномию начал религиозной эволюции человечества: языческое и христианское мировосприятие. На первом мистическом полюсе — культ «бездуховной плоти», на втором — «бесплотный дух». Оба они лишены понимания величайшей трагедии человека — конечности его бытия. И только «неохристианство» пришло к пониманию подлинной сущности учения Христа — к «духовной плоти», оправдывающей мир человека.
Предельный индивидуализм — вот смысл и сущность религиозно-мистических построений декадентов.
Добавить комментарий