Двойственность мировоззрения
Демонстративное отрицание декадентами традиций было воспринято господствующей публицисткой как выступление против всех основ и совмещено с общественными взглядами Достоевского и Толстого. Неприятие Достоевским буржуазного мира, его нравмвечности — вот что прежде всего определило убеждение, с этого великого писателя «развернулся весь русский индивидуализм, все русское «декадентство», все современное отрицание». Эта же мысль преобладала в оценке Толстого. Своим разрушительным походом прошв устоев церкви и государства, писала реакционная критика, он сильно сыграл на руку декадентам.
Они поднялись «на могучей спине Толстого». Они поднялись «на могучей спине Толстого». Но великие писатели, с этой тчкн зрения, сами же указали выход из декадентства.
Путь Достоевского к вершинам искусства, — это путь от подпольного индивидуализма», выросшего на почве отрицания униженности н забитости человека, к религиозному сознанию, которое якобы и принесло ему подлинную свободу: в ней «отравленная» правда жизни преобразилась в правду мистическую. И та же мысль о Толстом: декатенты взяли только разрушительную сторону его проповеди, замолчав «положительно-созидательную».
Двойственность мировоззрения Достоевского и Толстого дала повод буржуазной критике самой умолчать о действительно прогрессивной стороне их общественных и хуюжсственных взглядов, безусловно, направленных против всякого декадентства.
Добавить комментарий