Интеграция социологии в структуру университета
Этот переход легко увидеть, изучив различия между трактовкой религии у Конта и у Дюркгейма. В ходе своего исследования религии Дюркгейм разработал концепцию требований социального порядка, которая предполагала, что само общество божественно и что социальный порядок зависит от создания и сохранения ряда моральных ориентиров, которые по своей природе по существу религиозны. Поэтому у Дюркгейма религиозный импульс более не выражался, как у Конта, в форме религии человечества как особой внешней структуры. У Дюркгейма не было религии человечества как таковой. Он сублимировал и деперсонифицировал явные религиозные устремления контианцев, хотя и не устранил их. Он сублимировал и деперсонифицировал явные религиозные устремления контианцев, хотя и не устранил их. Таким образом, Дюркгейм создал для социологии новый, секуляризованный общественный образ.
Он представил ее как дисциплину, интересующуюся главным образом тем, что есть и что было, но не тем, что должно быть. В трудах Дюркгейма концепция социологии как «ценностно свободной» науки проявилась с большей остротой. Отчасти это стимулировалось его усилиями отделить социологию от социализма. Кроме того, это подкреплялось готовностью Дюркгейма на практике отказаться от прежнего, контовского, ожидания, что социология сможет устанавливать и обосновывать ценности, даже если Дюркгейм все еще считал, что в принципе это станет возможным когда-нибудь в будущем.
Эти структурные изменения в понимании социологом своей дисциплины и роли в классический период были связаны с новой ее интеграцией в развивающуюся и обновляющуюся университетскую систему в Европе. Социология в классический период больше не была призванием выраженных социальных реформаторов, а стала занятием пользующихся влиянием профессоров.
Добавить комментарий