Производство огромного количества концептуальных различений
Понимание может быть либо пассивным, либо активным. Если оно пассивно, то оно может быть либо абстрактным, либо конкретным; если оно активно, тогда оно будет либо дедуктивным, либо индуктивным. Как постулирует Конт, в отношениях между двумя основными элементами человеческой природы — интеллектом и эмоциями — эмоции управляют действиями; человек в основном существо нерациональное; интеллект благороден, но слаб. Таким образом, в самой человеческой природе существует разрыв между силой и добродетелью, между реальностью и моралью. Между концепциями Парсонса и Конта есть параллелизм как в преувеличенном увлечении классификациями, чрезмерном использовании четырехступенчатых таблиц в качестве логической машины для производства огромного количества концептуальных различений, так и в основополагающих предпосылках о нерациональности человеческого поведения.
Между концепциями Парсонса и Конта есть параллелизм как в преувеличенном увлечении классификациями, чрезмерном использовании четырехступенчатых таблиц в качестве логической машины для производства огромного количества концептуальных различений, так и в основополагающих предпосылках о нерациональности человеческого поведения. Короче говоря, они сходны и по форме, и по содержанию. Согласно Парсонсу, поведение человека определяется не утилитарными расчетами, а нерациональными, конечными ценностями.
Однако Парсонс не говорит о «человеческой природе», а делает шаг по направлению к бихевиористскому разграничению между типами социального действия. Поскольку эти типы социального действия проистекают из постулируемых состояний сознания, бихевиористский или «эмпирический» характер им присущ не в большей степени, чем атрибутам человеческой природы. Этот шаг, однако, предполагает перенесение акцентов на большое многообразие конкретных целей, которые может преследовать человек; он предполагает тенденцию к более релятивистскому представлению о человеке.
Добавить комментарий